@tatyana-sh

Tatyana Shokareva

О ничтожестве и горестях жизни или мои возражения 25.01.2019 17:29

О ничтожестве и горестях жизни или мои возражения По следам А.Шопенгауэра «Оптимизм, это – в сущности незаконное самовосхваление истинного родоначальника мира, т.е. воли к жизни, которая самодовольно любуется на себя в своем творении; и вот почему оптимизм – не только ложное, но и пагубное учение.» - А.Шопенгауэр. Никто не призывает испытывать щенячий восторг по поводу своего рождения или от самого бытия как такового, но и впадать в пессимистические настроения по поводу свершившегося факта и пытаться, подобно сыну Лессинга, уйти, не успев появиться на этот свет, тоже лишено смысла. Пожалуй, жизнь от начала до конца и представляет собой некий назидательный урок, но, да простит меня великий Шопенгауэр, почему он уверен, что (цитирую) «нас лишили прежнего покоя и ввергли в такое несчастное, темное, трудное и скорбное положение»? Мы не помним откуда мы пришли и не можем утверждать, что это был блаженный покой. Мы просто пришли и просто уйдем. Откуда пришли и куда уходим - никому не известно. Для чего мы здесь - тоже тайна покрытая мраком. Однако, мы здесь. Худший или лучший из миров – рассуждать можно до бесконечности. Это наш мир, наш дом. Кто смеет утверждать, что человек рожден для счастья или для страданий? Он рожден для ЖИЗНИ. Каждому отмерен свой путь и долгота его. Жизнь – есть совокупность тех реалий, которые происходят. Счастье – горе, радость - печаль, честность-ложь, любовь-ненависть… Оптимист видит счастье, возможность улучшения благосостояния, мир во всем мире, добро побеждающее зло, вечную жизнь на небесах. Пессимист, в свою очередь, видит страдания, боль, торжество зла и несправедливости, мучительные желания и бесконечную скорбь, смерть в конце пути. Две крайности, две противоположности. Но действительно ли человек обречен либо на безумный оптимизм, либо на не менее опасный, разлагающий пессимизм? В Природе нет места ничему случайному. Всё строго закономерно. Чтобы научить состраданию, кто-то должен страдать. Появление и уход каждого из нас – закономерность. Но это не «карма», во всяком случае, не в той интерпретации, в которой нам её часто преподносят. На работу я могу попасть, выбрав один из четырёх путей. Моё право и желание. Так и жизнь предлагает нам несколько вариантов пути. Выбор в конечном итоге остается за нами. Если мы памятью нашей вернемся к истоку жизни и внимательно повторим свой путь, то наверняка вспомним «звоночки», которые давала там Природа, направляя на путь истинный, на путь благополучия, успеха, счастья. Каждый, кто когда-нибудь поднимался в горы, хоть однажды, но пошел не проторенной тропой, а своей дорогой, и испытал при этом радость, удовлетворение первопроходца. Так и в жизни, мы не хотим, либо не умеем, слышать и видеть знаков Природы. В этом тоже своя закономерность. «И этот мир, эту сутолоку измученных и истерзанных существ, которые живут только тем, что пожирают друг друга; этот мир, где всякое хищное животное представляет собою живую могилу тысячи других и поддерживает свое существование целым рядом чужих мученических смертей; этот мир, где вместе с познанием возрастает и способность чувствовать горе, способность, которая поэтому в человеке достигает своей высшей степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее, этот мир хотели приспособить к лейбницевской системе оптимизма и демонстрировать его как лучший из возможных миров. Нелепость вопиющая! Но вот оптимист приглашает меня раскрыть глаза и посмотреть на мир, как он прекрасен в озарении своего солнца, со своими горами, долинами, потоками, растениями, животными и т.д. Но разве мир – панорама?» -пишет Артур Шопенгауэр. Почему великий философ рассматривает мир как нечто исключительно материалистическое? И этот материалистический мир обязан сделать человека счастливым, а если нет всемирного и всеобъемлющего счастья, то и мир этот ужасен и жить человеку в нём ни к чему. Мир для Человека не панорама, потому что Человек – частица этого мира. Абсолютный материализм – вот причина пессимизма. Тот, кто рассматривает жизнь, как понятие чисто материалистическое, обречен на разочарование и пессимизм. Потери того материального, что имеет человек, несут горе, страдание, несчастье. Чувства, успешно маскирующиеся под духовные, тоже материальны. Любовь, достоинство, благородство, честь, которые мы боимся утратить, доставляют массу неудобств и разочарований. Но есть духовность, которой в животном мире наделен только человек. Вот основа основ Человека, которая не дает ему свалиться в омут разочарований, в омут зла и скорби человеческого существования. Духовность осознанная, как проявление интеллигентности, или природная, когда о человеке говорят – он добрый, сердечный, искренний. И в том и в другом случае – это преобладание духовных и нравственных ценностей над материальными, это стремление к внутреннему совершенствованию, это отторжение низменных, грубых чувств и интересов. Рассматривать жизнь человека только с материалистической точки зрения – все равно, что не ведать об обратной стороне луны…

Татьяна Шокарева

Шопенгауэр проза шокарева о н


0


КОММЕНТАРИИ: 1    Ответы

tatyana-sh
25.01.2019 17:33   #1

Такие вот рассуждения возникли у меня по поводу ничтожества жизни, оптимизма и пессимизма, вообще о праве человека на существование... Оказалось, я не согласна с самим Шопенгауэром.) А почему нет?.


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам